Asterisk по-русскиСейчас я еду на поезде, открыл ноутбук и пишу заметку о самом заметном Российском событии в области открытой телефонии этого и предыдущих годов. Я точно знаю, что Максим Литницкий уже приехал в Москву. Я не знаю спал ли он хоть немного за последние сутки (как ему это удается?), но наверняка он уже что-то написал о этом событии. Я окажусь дома только через сутки с лишним, описать свое впечатление смогу и того позже, но постараюсь наиболее полно изложить свои впечатления. (3 августа 2009г.)

Для самых нетерпеливых ссылки:

Презентации:

1-2 августа 2009г. в Зеленогорске, недалеко от Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива прошел первый в России Бизнес-форум интеграторов Asterisk. Он собрал наиболее активных участников сообщества Asterisk в России – сотрудников и владельцев компаний-интеграторов, разработчиков, фрилансеров и энтузиастов – людей, которые посвящают Asterisk большую часть своего рабочего (а зачастую и свободного) времени. Подобные мероприятия проходят на Западе регулярно, не один раз в год и не в одном месте (Astricon, Amoocon, Cluecon и т.п.).

Не смотря на то, что в России это было первое мероприятие подобного рода, география участников для первого раза оказалась внушительной: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Сочи, Нижневартовск, Омск, Архангельск и какие-то города я ещё наверняка забыл. Организовано мероприятие было силами двумя компаний: Линия 24 из Санкт-Петербурга и Pbxware из подмосковной Дубны. Компания Digium, создатель и координатор проекта Asterisk, не осталась в стороне и предоставила подарочную продукцию с атрибутикой Asterisk.

Предистория

Уже несколько лет на основном форуме, где собраны самые квалифицированные специалисты в области Asterisk и OpenSource телефонии в общем, появлялись идеи о встрече. Такая идея появлялась и два года назад, и в прошлом году. И собственно в этом году весной. Я отзывался на такие предложения (в прошлом году удалось встретиться с Максимом Литницким), но как бывает в Москве, просто собраться в формате «посидеть, попить пива» бывает просто невозможно. Огромная благодарность компании Линия24, Сергею и Вадиму, что они взяли на себя основной груз организаторских забот по устройству первого серьезного мероприятию а области OpenSource телефонии в России. И вот...

Как здорово что все мы здесь...

Бизнес-форум собрал неожиданно много участников, на момент публикации идеи на asterisk-support.ru объявило о желании приехать не более 10 человек, однако за две недели до начала форума закончились свободные места в конференц зале, хотя было много желающих приехать. В списке участников значится 35 человек, ещё человек 15 отсеяли из-за отсутствия мест, кто-то был в отпусках  с семьями.

Как было сказано, конференция проводилось в Зеленогорске, в 40 минутах пути от СПб. Автобус ждал участников у станции метро «Проспект Просвещения». Ждал надо сказать далеко, не встреть я ранее Диму Павлова из Архангельска, шансы найти его у меня бы были минимальными. Сели, ура. Уже 10 часов, а народу мало, подозрительно. Минут через 20 дружной толпой подходит коллектив Pbxware, крепкие Уральские ребята и ещё достаточное количество народа. Поехали.

В пути сразу возникает много разговоров, знакомства. С litnimax'ом мы уже знакомы. Конференция совпала по времени с появлением chan_skype и в пятницу, отдыхая в кафе на Курском вокзале я прочитал анонс Максима. Жарко обсуждаем те возможности, которые приобретает Asterisk, получая эксклюзивную интеграцию с Скайпом. Разговор переходит на Call-центры Avaya. Цены? Сумасшедшие. Кажется приехали.

Организаторы на месте, так же кто-то приехал ранее и ночевал в машине в лесу. Им я даже немного позавидовал. Заселение, множество незнакомых лиц. Начинаются знакомства, разговоры, фотографирование. Прекрасно, в коридоре — телефонный кросс, есть где развернуться. Кто хочет перевести Гелиос-Отель на Астериск? Было бы днём больше...

После обеда нас ждёт уютный конференц-зал. Фирменные футболки разложены по стульям, коробки с оборудованием для демонстрации, бейджи для участников на оранжевых(!) веревочках и проектор. Всё продумано.

Доклады по оборудованию

Первый день конференции в основном был занят докладами. Первыми выступают поставщики оборудования и его производители.

Представители НК-Телеком рассказали о DECT решениях KIRK, в том числе и о KIRK 6000 и 300. Очень порадовало, что компания Polycom в целом и НК-Телеком в частности считают рынок Asterisk решений важным и сертифицировали свое DECT оборудование на совместимость с Asterisk. Демонстрируется внешний вид устройств, в том числе фирменные DECT трубки KIRK и не-фирменная трубка KIRK. Все желающие получают ответы на вопросы касательно совместимости DECT устройств. Презентация>>

Компания АйПиМатика (они же и SkypeMate) представила свою линейку качественных IP телефонов средней ценовой категории и Digium совместимые платы для Asterisk. Так же производитель поставляет решения на базе Asterisk и по моим представлениям, телефоны должны быть хорошо оттестированы с Asterisk. Тактильно аппараты очень порадовали, пластик очень приятный, кнопки нажимаются легко, на большинстве телефонов (судя по презентации) нормальная поддержка русского языка. На крупные корпоративные решения аппараты может и не претендуют, но в организациях до 100 человек могут крепко обосноваться. Аппараты после конференции забрали к себе Линия24 на тестирование, интересны будут и их отзывы. Презентация >>

Петербургская компания КТС представила уникальный development kit для создания платформы телефонии сегмента SOHO: в 1.5U корпусе размещена плата miniITX и PCI плата нестандартного форм-фактора с 16-ю аналоговыми портами. Так же данная аналоговая плата на 16 портов поставляется как отдельный продукт, со стандартным разъемом PCI. Плата может быть укомплектована 2х-портовыми модулями 3х типов: 2FXS, 2FXO и FXS+FXO с замыканием при отсутствии напряжения. В целом соит отметить, что компания производит действительно самостоятельно разработанное оборудование, например GSM шлюзы и представленную карту FXO/FXS. Хочу выразить и свое восхищение тем, что они делают: молодцы, продолжайте в том же духе

Максим Литницкий из компании АТС Дизайн импровизированно рассказал о плате аппаратного транскодера кодека G.729. Выступление получилось веселым и сорвало аплодисменты. В целом из выступления можно сделать вывод, что аппаратные кодеки в России мало кому нужны. То ли это связано с уровнем пиратства, то ли каналы связи стали достаточно широкими, а может и недостаточно крупные проекты реализуются на астериске. Далее начались доклады по софтверной части.

Доклады по софту

После кофебрейка завязалась дискуссия о преимуществах того или иного дистрибутива, которая свелась к обсуждению маркетиноговой стратегии интегратора по продвижению продукта. Компания  Линкс (г. Уфа) кратко рассказала о своем варианте дистрибутива Trixbox Embedded и его “философии”. Завязался оживленный спор, плавно перетекающий в небольшой 'холиварчик'. Пришли к выводу, что каждому свое, кто-то хорошо работает с TrixBOX, кто-то с Elastix. Были озвучены планы по разработке новой системы на базе Asterisk, написанной на .NET, которая к тому же в дальнейшем должна стать OpenSource проектом. Ждём-с.

Далее выступал я, при этом батарея на моем фотоаппарате села, зарядки не было, а видео больше никто и не снимал.  Ну и слава богу, так как презентации, запланированные к написанию за месяц я дописывал в Самолете и в Московских кафе. Первая презентация была визиткой, где я рассказывал о направлениях в которых я работаю. Во второй рассказал участникам о методах интеграции и разработки телефонных приложений с использованием AMI и AGI, вкратце рассказал о существующих фреймворках и их текущем состоянии развития. Рассказал немного о ViciDIAL, которым начал интересоваться совсем недавно, но уже имеются положительные результаты. Кроме того на данный момент, я почти постиг все механизмы работы этой системы. Вообще, надо сказать что разговоров о call-центрах было много. Компаний так или иначе занимающихся call-центрами я насчитал более 6.

В перерывах между докладами участники активно обсуждали все насущные вопросы, от преимущества использования тех или иных дистрибутивов, до маркетинговых стратегий интеграторов.

Официальную часть первого дня завершили Вадим Марков (Линия 24) и Денис Носачев (СПбНьюз) совместным докладом о преимуществах использования Asterisk в качестве телефонной платформы для организации call-центров. Были представлены решения для компаний исходящего телемаркетинга “Линия-Промо” и классического варианта центра обработки входящих вызовов “Contact Arena 2”.

Решение компании Линия24 основано на стандартном FreePBX с доработками, описанными в презентации. Позволяет создавать небольшие call-центры до 30 рабочих мест, но в то же время достаточные практически любой компании, которая создает свой call-центр. Интерфейс лаконичный, все на месте, в целом приятная система.

Очень интересен был доклад от компании SPBNews о методике продвижения Asterisk не как набора функций, но как бизнес-преимуществ для заказчика, который плавно перетек в презентацию их решения для call центра Contact Arena 2 максимальной ёмкостью до 120 агентов. «Пафос и гламур» этой системы явно были к месту. Компания применила в системе наработки других Web-проектов. Система кажется имеет все необходимые механизмы для работы call-центра, выглядит замечательно, к тому же должна иметь привлекательную ценовую политику для call-центров, где работают более 30 операторов.

Консоль оператора

Отдых

В наиболее активную фазу общение вошло в процессе общего сбора в уютной беседке с шашлыками и легкими (и не очень) спиртными напитками. Мангалом заведовали ребята из Pbxware, шашлыки получились знатными, хватило их на всех. Знатным получилось и общение. Тут бесполезно рассказывать какие темы были обсуждены: кто-то обсуждал одно, кто-то другое. Люди постоянно двигались, круг общения менялся. Когда стало уже поздно, общение переместилось в комнаты и продолжилось там до самого утра. Здесь уже обсуждались размеры проектов, ценовая политика и вопросы самооценки. Как оказалось у большинства самооценка занижена. Кроме того Астериск не воспринимается всерьез как коммерческий продукт. Ведь фактически это конструктор, не имеющий сертификата и продаваемый каждым в своей коробке и обёртке. Данная тема стала ключевой темой круглого стола второго дня.

Круглые столы

Второй день был проведен в формате круглого стола, на котором обсуждались планы сообщества по совместному продвижению Asterisk в России и его сертификации. Были приняты решения о создании Ассоциации разработчиков и интеграторов Asterisk, определены ее первичные цели и задачи. Сначала слово держал Максим Литницкий, потом каждый из участников высказывался, делился опытом предлагал свое видение. В результате более или менее оформились цели и задачи такой ассоциации и принципы функционирования.

Окончание

По окончанию круглого стола началось выселение участников. Все отправились по номерам, собрали вещи, привели в порядок комнаты. Вскоре все были в сборе уже внизу, у входа в отель. Фотографирование. Кто-то берет вещи и уже садится в машины — впереди дорога в Уфу. Остальные дружно решают посмотреть на Финский залив, который был совсем рядом, но мало кто его видел за эти 2 дня. Обсуждение профессиональных вопросов продолжается и у моря, постепенно участники прощаются и уходят. Медленно но верно, дружная компания рассеивается, чем-то это напоминает прощание друзей Оушена (Оушен в нашем случае наверное litnimax). Грустно, дни пролетели как один, остро хочется продолжения.

Результаты и выводы

“Мы давно хотели собраться вместе и обсудить насущные вопросы, вот, наконец, такая возможность представилась. Нам удалось познакомиться в живую и обсудить важные вопросы, которые так или иначе затрагивались на форумах. Уверен, что эффект от мероприятия будет большой для дальнейшего развития Asterisk в России”

Исаев Сергей (Линия 24)

«Все признают, что за программными АТС будущие телефонии. А Asterisk — это самый распространенный проект, притом opensource, т.е. с открытым исходным кодом. Это значит, что его можно доработать под любые бизнес-задачи предприятия. Это очень гибкое решение и притом оно бесплатно.

С началом использования телефонии на Asterisk у компаний открываются новые возможности о которых многие даже не думают. Когда им начинаешь рассказывать, что можно сделать с их телефонией, многие говорят потом – «вот будущее и наступило».

Я бы сравнил это с Gmail и GoogleDoc – очень полезный, удобный и бесплатный сервис, но мало кто о нем знает, а кто узнает, тот меняет всю систему коммуникаций в своей компании. Мы начинаем замечать, что Asterisk начинает вытеснять офисные АТС от Samsung, Nec, LG и т.д. Наверное, это ближайшие будущие платформы»

Исаев Сергей (Линия 24)

Пожелания

Во-первых, спасибо организаторам за все. Все было здорово, накладок и проблем было минимум. Всё-же мои предложения на будущие конференции:

  1. Проведение конференции в сентябре.До конца августа длится сезон отпусков, особенно это касается семейного отдыха. В сентябре возможностей перемещаться по России, будь то поездом или самолетом, резко возрастает. Следовательно и доступность конференции в сентябре будет больше и люди смогут приехать из более отдаленных регионов.

  2. Организовать стенды с подключенным оборудованием, где можно протестировать оборудование, представляемое на конференции. Телефоны, шлюзы и платформы, возможность убедиться в удобстве работы с аппаратом. В общем, обеспечить техническую демонстрацию.

  3. Необходимо увеличить количество качественных презентаций, озвучить заранее о возможности провести презентацию. Так же увеличить количество технических докладов.

  4. Увеличить географию мероприятия, привлечь участников из Белоруссии и Украины. Может даже заманить представителя Digium?

  5. Увеличить продолжительность конференции до 2-3 полноценных дней.

Похожие сообщения:

автор igorg \\ теги: , , , , , , , ,