Со временем технологические новинки все плотнее входят в нашу жизнь. Если в начале девяностых привычным был телефон с круговым номеронабирателем, то сейчас практически в каждой семье в качестве домашнего телефона используются DECT трубки. С повсеместным использованием GSM трубок, наличие беспроводной трубки дома — DECT возможность добавить удобства мобильности домашней телефонии. С повсеместным распространением IP телефонии, её функции должны были прийти в дом. Siemens Gigaset C470IP является телефоном, который вносит в повседневную сферу новые функции и является пионером в сфере бюджетных DECT-IP решений. Этот телефон находится на рынке уже несколько лет, я имел удовольствие использовать его ранее, было интересно посмотреть какие изменения произошли в этом продукте.
Приступим к обзору первого на моей памяти DECT телефона защищенного от вирусов (так написано в инструкции). Комментарии, вопросы и пожелания принимаются.
Комплектация и внешний вид
Комплектация DECT телефонов Siemens всегда радует, все необходимые шнуры, набор документации и несколько приятных мелочей:
- DECT-трубка C47H
- Аккумуляторы (700 mAh)
- Крепление трубки на пояс
- Базовый блок
- Подставка-зарядник
- Блоки питания зарядника и базы
- Телефонный и ethernet провод
- Диск с документацией
- Руководство по быстрой установке
Что отличает комплект в данном случае — карточки на подключение к SIPNET и Telphin и получение бонусных минут разговоров. Telphin дает 150 рублей на счет, SIPNET — участие в акции «1 000 000 минут в подарок», которая на мой взгляд является лишь маркетинговым ходом.
Трубка ничем выдающимся не выделяется, на мой взгляд пример отличной классической DECT трубки с цветным экраном. Размер вполне стандартный, трубка приятно лежит в руке. Кнопки достаточно большие, отделены друг от друга и удобно нажимаются. Центральным серебристый джойстиком вполне удобно пользоваться. Трубку благодаря креплению можно носить на поясе, предусмотрена возможность подключения 2.5" гарнитуры.
Базовый блок примечателен тем, что отделен от зарядника, а так же наличием разъема RJ-45 сбоку. Такое решение позволяет установить базовый блок рядом с модемом и скрыть из виду, а трубку на зарядку ставить в наиболее удобном для этого месте (он занимает совсем мало места). Сзади гнёзда для подключения питания и телефонной сети. Блок достаточно легкий и из-за натяжения кабелей неустойчиво стоит на поверхности, но его можно закрепить и на стене. Единственная кнопка — пейджинга/подключения новой трубки, непрерывно горит синим цветом в состоянии покоя при наличии подключения к сети. Удобно что пейджинг позволяет узнать IP адрес базы без изучения меню на этапе подключения.
На диске с документацией можно найти полное руководство на русском языке (223 страницы), документация о произведенных изменениях со времени первоначального релиза (ещё 43 страницы) и руководство по решению проблем с NAT. За документацию — 5 баллов, лишь человек с крепкими нервами дочитает её до конца.
C470IP в цифрах:
- Размер трубки составляет 141×53х28 мм. Вес – 116 г.
- Работа в течение 250 часов в режиме ожидания, до 12 часов в режиме разговора
- Экран цветной, разрешение — 101×80 пикселей, 4096 цветов.
- Телефонная книга: до 150 абонентов
- до 300 метров на открытом пространстве
- до 50 метров в помещении (на практике — меньше)
Возможности
В плане DECT ничего интересного данный аппарат не представляет, стандартные по нашим временам возможности. Из самых интересных моментов можно отметить: Eco-режим, поддержка HDSP и возможность подключения шести трубок.
Более интересны VoIP возможности устройства, с одной стороны они нацелены на домашнего пользователя, с другой стороны — делают аппарат симпатичным для использования и в условиях малых и средних организаций:
- Поддержка до 6 IP регистраций
- Поддержка нескольких одновременных разговоров.
- Поддержка кодека G.722
- Гибкий план набора
- Специальные сервисы Gigaset.net
Поддержка нескольких IP регистраций и разговоров
Устройство поддерживает до 6 настраиваемых SIP регистраций, что вместе с регистрацией на сервисе Gigaset.net и аналоговой линией дает 8 возможных маршрутов для входящих и исходящих вызовов. Настроив соответствие регистраций и DECT трубок, возможно каждому домочадцу выдать персональный телефонный аппарат (как это давно принято в Европе), либо распределить номера с центральной PBX в офисе, оснащенном C470IP
Количество параллельных разговоров так же должно удовлетворить простые потребности: возможны два параллельных IP вызова и разговор по аналоговой линии. Так же в дополнение к этому возможны прямые вызовы между DECT трубками.
Поддержка кодеков
Телефоном поддерживаются кодеки g.722, g.711, g.726 и g.729. Получить преимущества качественного звучания голоса от 722 кодека можно только используя трубку, поддерживающую HDSP. Комплект из коробки не позволяет получить качественное звучание при использовании IP телефонии, трубка из комплекта поставки не поддерживает профиль HDSP, что по-моему является либо глупостью, либо маркетинговым ходом.
План набора
При наличии множества вариантов подключения, необходимо иметь гибкие возможности выбора исходящего маршрута при наборе номера. Для использования системы наиболее удобным имеются необходимые настройки и возможности.
Первое что предстоит выбрать в настройках — основную линию, через которую будет происходить вызов после набора номера и простого нажатия клавиши вызова. По-умолчанию, это аналоговая линия. Однако если зажать кнопку вызова на более длительное время — вызов будет произведен через альтернативную линию. Таким образом набрав один и тот же номер, можно простым движением пальца выбрать линию для набора.
Однако, возможность распознавания длительного нажатия клавиши вызов есть на ограниченном наборе трубок, в руководстве дан их список — Gigaset C47H, S67H, S68H, SL37H, S45 и C45. Другие более современные модели так же могут подойти — сверьтесь со списком совместимости. Совместимые трубки — весьма доступны, вот цены по данным Яндекс.Маркет на те из них, которые поддерживают маршрутизацию длинным нажатием клавиши вызова:
- С59H — от 1650р.
- С38H — от 1845 р.
- S79H — от 2550 р.
- С47Н — от 2700 р. (без поддержки HDSP)
Если ваша трубка не из этого списка — не отчаивайтесь, просто введите после номера звездочку (*), в этом случае так же будет выбрана альтернативная линия.
В качестве альтернативной IP линии будут использована та, которая настроена для этой трубки в веб-интерфейсе, что позволяет каждой трубке назначить по-умолчанию свою IP линию.
Маршрутизация по префиксу. Настройки позволяют направить вызовы на нужные номера чрез нужную линию без использования других приемов маршрутизации при наборе. По умолчанию эта возможность используется для вызовов на номера экстренных служб через наземную линию.
Выбор необходимой линии. Для того чтобы явным образом выбрать линию, через которую произвести набор нужно после номера ввести #n, где n — номер линии. 0 — аналоговая линия, 9 — Gigaset.net, цифры от 1 до 6 — соответствующие VoIP аккаунты.
Набор по IP адресу. Набрав сочетание вида xxx*xxx*xxx*xxx#xxx, где значение после решетки — номер порта (его указывать не обязательно). Такая возможность как IP Dialing для DECT телефона очень специфична, может никогда не пригодиться, но порадуемся что такая функция есть (в конце концов номера такого вида можно занести в телефонную книгу)
Сервисы Gigaset
Телефон поставляется с предварительно настроенным аккаунтом сервиса Gigaset.net. Сразу после включения в сеть вы можете сделать звонки пользователям, имеющим аналогичные аппараты, либо проверить качество связи набрав 12341#9 (номер эхо-сервиса)
Ещё один сервис, предоставляемый по-умолчанию — это преднастроенный Jabber аккаунт. Однако телефон не имеет возможности работать с контактами, поэтому чтобы добавить в контакты нужных пользователей нужно пользоваться компьютером. В добавок настраиваемые опции не подразумевают подключение к серверу с защищенным подключением, что делает невозможным работать с GTalk. На практике наличие Jabber-клиента является приятной добавкой к существующему Jabber аккаунту, не более того.
Другие услуги Gigaset.net — информационные, позволяющие пользоваться интернет-сервисами с телефона. Воспользоваться ими можно через пункт меню Info Center или воспользоваться выводом нужной информации при простое на экран телефона (для этого нужно чтобы подсветка экрана была включена). Список услуг:
- Новости. RSS-потоки, можно добавить свою
- Погода. Возможно настроить свой город, выбор городов — очень широкий
- MyEbay. Наблюдение за списками бидов на ebay.com
- Энциклопедия. Поиск термина в материалах Википедии
- Переводчик. Предоставляется компанией Promt, русский не поддерживается
- Конвертор величин
- Гороскоп
- Биоритмы
Настройка всех услуг производится на специальной странице на сайте gigaset.net (перейти на нее можно из веб-интерфейса). Ни один из сервисов не локализован и не поддерживает вывод кирилицы. За недельное время использования мне 3 раза пришлось столкнуться с недоступностью данных сервисов. Увы данные функции выглядят перспективно, но выполнены вторично.
Использование
Первое что было сделано перед тестированием аппарата — обновление прошивки. После подключения телефон сразу сообщает о наличии обновления, так что обновление было произведено сразу же. Процедура обновления заняла примерно 2 минуты и никаких проблем не вызвала.
- Версия до обновления: 021920000000 / 053.00
- После обновления: 022270000000 / 053.00
Механизм обновления очень удобен, можно быть уверенным что используешь последнюю версию ПО, нет необходимости искать прошивку и пути её обновления.
Раз речь зашла о автоматическом обновлении прошивки — сразу стоит сказать что телефон так же содержит механизмы автоматической настройки и гибкие механизмы контроля параметров конфигурации, но документация и материалы, описывающие эти механизмы доступны лишь для операторов связи под NDA (по крайней мере так было 2 года назад).
Узнать присвоенный базе IP адрес можно нажав кнопку пейджинга на базе или через экранное меню трубки. При первом входе нужно ввести 0000 — это PIN код по-умолчанию, в дальнейшем его лучше сменить. Веб-интерфейс подробно описан в инструкции, описывать его нет смысла. Единственная странность, не дающая покоя — веб позволяет настраивать только параметры IP части, другие параметры, например, тип набора номер, придется по-старинке настраивать с DECT трубки. Вещи привычные при звонках через PSTN, странно выглядят при работе с VoIP, например сброс вызова без поднятия трубки не возможен. Эхо войны...
С регистрацией у провайдеров SIPNET и Telphin проблем не возникла, регистрация на Астериске тоже никаких проблем. Возникла проблема с использованием услуги Мультифон, хотя в интернете есть отзывы говорящие о возможности работы в такой связке — буду пытаться ещё.
Желание проверить работу кодека G.722 натолкнулось. На его отсутствие. Изначально я считал, что трубка в комплекте поддерживает g.722, но уже после заметил в таблице совместимости прочерк. При выборе данного кодека и исходящем вызове C470IP не заявляет кодек в SDP вообще. Не используется он и при входящем вызове.
В остальном использование аппарата не составило каких-либо проблем, никаких зависаний или перезагрузок не отмечалось. Так же, на мой взгляд веб-интерфейс работает с достаточной скоростью, хотя на его медлительность в интернете не жалуется лишь ленивый.
Возможности использования
Домашний. Продвинутые пользователи захотят поставить такой телефон себе, а так же возможно и своим родственникам. Это даст сразу несколько новых возможностей:
- Звонить напрямую своим родственникам через интернет, упростить для пожилых людей связь через интернет
- Звонить через IP операторов по России и зарубеж
- Обеспечить домочадцев собственными телефонами. Если бы получилось запустить Мегафон, то получилось бы вообще замечательное решение
Кроме этого настоящий гик всегда найдет применение железке, которая имеет возможности выше средних. Хотя если честно всевозможные навороты удобнее всего использовать на коммуникаторе, а роль домашнего DECT — звонить
Малый офис. В вашей компании полдюжины сотрудников и небольшой офис? Незачем тратить деньги на АТС, можно установить C470IP и обеспечить современной связью офис. Такая замена АТС обойдется в разы дешевле, позволит использовать простые плюсы АТС, а благодаря использованию VoIP быстро окупится. Однако если вы принимаете множество звонков и ваши сотрудники всегда на линии — вам такой вариант не подойдет.
Малый филиал. Если компания имеет разветвленную филиальную сеть, она может использовать C470IP как решение для быстрого развертывания удаленных филиалов. Применение DECT базы в такой конфигурации позволит устанавливать соединения внутри филиалов и сделать связь филиала с внешним миром независимой от наличия связи с PBX головного офиса
Так же можно использовать одну базу на несколько рабочих мест, так как наличие IP линий в отличии от аналоговых DECT баз позволяет иметь более одного номера привязанного к базе. У меня есть знакомы организации где установлено более 20 классических DECT телефонов (с базами). Их количество можно сократить более чем в 3 раза при наличии IP-PBX
Вывод
Первым делом хочу выразить благодарность VoIP интернет-магазину pbxware.ru за предоставленное на тестирование оборудование.
Представленный аппарат действительно не имеет конкурентов. Во-первых, в данной ценовой категории имеется 3-4 аппарата, доступных на рынке, которые имеют меньшие возможности, а так же большие проблемы с удобством использования. Во-вторых, это действительно достойный телефон для широкого спектра применений. В ближайшее время я обязательно заменю DECT телефон у своих родителей, им часто звонят родственники, а с установкой такого DECT телефона звонить на любые расстояния — не обременительно и легко. Так же я обращу внимание на этот аппарат и в проектах, выполняемых для небольших компаний.
Достоинства:
- Цена и доступность
- Широкий спектр возможных применений
- 6 IP регистраций и 6 DECT трубок
- Зарядник отделен от базы
- Для ISP — возможность автоконфигурирования
Недостатки:
- Трубка из коробки не работает с G.722
- Невозможность отбить вызов без поднятия трубки
- Отсутствие поддержки русского языка в информационных сервисах Gigaset.net
- Невозможность нормально пользоваться функциями Jabber и почты