Небольшие компании, открывающие новые филиалы, расширяющиеся или думающие о замене старой  офисной АТС, все чаще обращают внимание на VoIP решения. Hosted решения сложно входят в бизнес среду российских компаний, видимо этому мешает менталитет и привычка иметь свою инфраструктуру под боком. Наиболее надежным решением VoIP решением в таком случае является IP АТС занимающая минимум места и не требующая обслуживания. В этом обзоре — SIP АТС начального уровня на базе Askozia.

Аппаратная часть

Существует несколько вариантов аппаратной конфигурации АТС, предоставляемых pbxware.ru, возможные варианты можно увидеть на сайте продукта. Варианты различаются количеством Ethernet портов и наличием WiFi модуля. У меня в распоряжении оказалась модель IP ATC A3002

Аппаратные характеристики АТС:

  • 3 порта Ethernet
  • 2 USB порта
  • COM порт
  • Mini PCI
  • AMD Geode LX800 (500 МГц)
  • CF 2Gb
  • ОЗУ — 256 Mb

Внешне АТС представляет из себя металлический корпус с тремя индикаторами спереди и портами, расположенными сзади.  Из опознавательных знаков — только наклейка на нижней поверхности с серийным номером и ссылками на сайт производителя.

Askozia

Проект Askozia стартовал 4 года назад, основываясь на FreeBSD проект ставил перед собой задачу предоставления наиболее простого и интуитивно понятного для простого человека интерфейса к телефонной станции на базе Asterisk. Со временем проект был перенесен на Linux, при этом часть функциональности видоизменилась, но ключевые особенности проекта были сохранены.

В данном устройстве установлен дистрибутив Askozia, отличающийся от дистрибутива по-умолчанию некоторыми доработками:

  • Использование по-умолчанию русского языка
  • Наличие предварительных настроек
  • Использование статического адреса по-умолчанию
  • Разрешенный вход по SSH

Набор ПО представленный в текущей прошивке:

  • Askozia 2.0.3
  • Asterisk 1.6.1.22
  • Busybox 1.15.3
  • DAHDI 2.2.0.2 + oslec

На данный момент актуальная версия проекта — 2.0.4, на лето планируется выход версии 2.1, в которой будут добавлены новые возможности, такие как работа с факсами и поддержка GSM модулей, а так же будет обновлен весь набор ПО.

Человек незнакомый с Asterisk без особых проблем сможет настроить АТС на базе Askozia. Интерфейс прост, интуитивно понятен. Использование JQuery делает использование веб-интерфейса приятнее.

Знакомство с Asterisk пригодится при использовании дополнительных настроек SIP или IAX устройств или создании приложений (для этого используются фрагменты классического диалплана).

Система

Системные настройки позволяют настроить доступ к веб-интерфейсу, изменить язык локализации, изменить настройки времени. Важной возможностью дистрибутива является простое обновление системы и сохранение всей конфигурации в одном единственном XML файле. Для интегратора это очень удобно — при выходе устройства из строя, требуются минуты для восстановления бэкапа.

Аппаратные настройки

Настройки сети позволяют задать для каждого интерфейса IP и MAC адреса, а так же используемую топологию. Система автоматически обнаруживает аналоговые и ISDN интерфейсы, проверить эту часть функциональности возможности не было — устройство не имеет встроенных телефонных интерфейсов, USB банков каналов в наличии нет.

Телефонные функции

Телефонные функции Askozia типичные для систем на базе Asterisk и в некоторм роде минималистичны, например не задействовано популярное приложение Queue (), нет возможности настраивать IVR без использования знания диалплана. Вот общий список

  • Настройка IAX и SIP телефонов и транков
  • Настройка ISDN и аналоговых линий
  • Подключение аналоговых и цифровых портов
  • Групповые вызовы (только одновременный вызов)
  • Исходящая маршрутизация (с индивидуальными подстройками)
  • Парковка вызова
  • Перевод вызова
  • Голосовая почта
  • Конференции

Интересные функции:

  • Извещение о пропущенных вызовах на email
  • Приложения на базе Asterisk диалплана (для удобства есть справочник функций)

Распределение входящих вызовов отличается от FreePBX:

  1. Вызов пришедший от провайдера направляется на любой телефон, группу, конференцию или приложение. Номер выбирается при настройке транка.
  2. В случае если указана группа, если вызов не удался то вызов идет в голосовую почту первого участника группы
  3. В случае если указан сотрудник, то при его недоступности вызов уходит в голосовую почту

Исходящие вызовы используют шлюзы указанные в настройке внутреннего телефона, если вызов на основного провайдера не удался, то вызов направляется к резервному провайдеру (указывается в настройке оператора)

Чтобы понять телефонные возможности системы, специалистам знакомым с Asterisk, представляю список имеющихся в поставке модулей:

Askozia-atc*CLI> module show
Module                         Description
res_agi.so                     Asterisk Gateway Interface (AGI)
res_indications.so             Region-specific tones
res_smdi.so                    Simplified Message Desk Interface (SMDI)
app_dial.so                    Dialing Application
app_echo.so                    Simple Echo Application
app_exec.so                    Executes dialplan applications
app_macro.so                   Extension Macros
app_meetme.so                  MeetMe conference bridge
app_milliwatt.so               Digital Milliwatt (mu-law) Test Applicat
app_playback.so                Sound File Playback Application
app_setcallerid.so             Set CallerID Presentation Application
app_stack.so                   Dialplan subroutines (Gosub, Return, etc
app_system.so                  Generic System () application
app_verbose.so                 Send verbose output
app_voicemail.so               Comedian Mail (Voicemail System)
app_wakeme.so                  Wake-up Call Manager
app_while.so                   While Loops and Conditional Execution
cdr_manager.so                 Asterisk Manager Interface CDR Backend
chan_dahdi.so                  DAHDI Telephony w/PRI
chan_iax2.so                   Inter Asterisk eXchange (Ver 2)
chan_local.so                  Local Proxy Channel (Note: used internal
chan_sip.so                    Session Initiation Protocol (SIP)
chan_skinny.so                 Skinny Client Control Protocol (Skinny)
codec_a_mu.so                  A-law and Mulaw direct Coder/Decoder
codec_adpcm.so                 Adaptive Differential PCM Coder/Decoder
codec_alaw.so                  A-law Coder/Decoder
codec_dahdi.so                 Generic DAHDI Transcoder Codec Translato
codec_g722.so                  ITU G.722-64kbps G722 Transcoder
codec_gsm.so                   GSM Coder/Decoder
codec_ulaw.so                  mu-Law Coder/Decoder
format_gsm.so                  Raw GSM data
format_pcm.so                  Raw/Sun uLaw/ALaw 8KHz (PCM,PCMA,AU), G.
format_sln.so                  Raw Signed Linear Audio support (SLN)
format_wav.so                  Microsoft WAV format (8000Hz Signed Line
format_wav_gsm.so              Microsoft WAV format (Proprietary GSM)
func_callerid.so               Caller ID related dialplan functions
func_channel.so                Channel information dialplan functions
func_config.so                 Asterisk configuration file variable acc
func_cut.so                    Cut out information from a string
func_db.so                     Database (astdb) related dialplan functi
func_logic.so                  Logical dialplan functions
func_md5.so                    MD5 digest dialplan functions
func_shell.so                  Returns the output of a shell command
func_strings.so                String handling dialplan functions
pbx_config.so                  Text Extension Configuration
pbx_loopback.so                Loopback Switch
pbx_spool.so                   Outgoing Spool Support
res_adsi.so                    ADSI Resource
res_crypto.so                  Cryptographic Digital Signatures
res_limit.so                   Resource limits
res_musiconhold.so             Music On Hold Resource
res_qstat.so                   Gather system load statistics
52 modules loaded

Статус системы

Система представляет возможность для наблюдения за нагрузкой на систему, количеством обрабатываемых вызовов и загрузкой сети. Правда графики отображаемые в реальном времени позволяют увидеть нагрузку за последние 2 минуты, а просмотр лог-файла позволяет увидеть только последние записи.

Использование

По-умолчанию устройство имеет адрес 192.168.1.254, для управления доступны Web и SSH интерфейсы. Для доступа по-умолчанию используются логины admin и root, пароль — askozia.

Регистрация телефона не представляет проблем, все функции работают как ожидается. Единственной проблемой в работе веб-интерфейса оказалась проблема с локализацией списка внутренних экстенжнов при редактировании провайдера.

Веб-интерфейс работает быстро, все произведенные изменения применяются сразу после сохранения.

Было проведено небольшое нагрузочное тестирование с помощью утилиты sipp. При создании потока в 10 вызовов в секунду и установлении лимита в 100 вызовов (заявленная емкость) АТС функционирует нормально, загрузка процессора порядка 15%. Однако если увеличить поток вызовов до 100 в секунду, то процесс asterisk достаточно быстро прекращает работу, что может говорить о недостатке ресурсов. Автоматически процесс не восстанавливается, АТС приходится перегружать по питанию.  Загрузка АТС занимает около 20 секунд.

Выводы

Первым делом хочу выразить благодарность VoIP интернет-магазину pbxware.ru за предоставленное на тестирование оборудование.

Стоимость данной АТС составляет около 10 тысяч рублей, она поставляется с инструкциями и позволяет клиенту самостоятельно произвести подключение на месте, при этом на моей памяти это первая попытка продвижения Askozia в данном секторе в России. Конечно дистрибутив Askozia менее функционален чем дистрибутивы на базе FreePBX, но и предъявляет гораздо меньшие требования к аппаратному обеспечению.

Например цена на АТС от Yealink заметно выше, хотя и предлагает она большую функциональность — со временем этот разрыв будет устраняться. На данный момент слабой стороной Askozia я считаю ограниченную функциональность  работы со статистикой и историей вызовов.

Достоинства:

  • Система с низким энергопотреблением и без возможности износа
  • Простая настройка и использование
  • Простое резервирование и восстановление
  • Настройка дополнительных сервисов используя диалплан Asterisk
  • Активно развивающийся проект
  • Доступная цена

Недостатки:

  • Нет статистики разговоров
  • Мелкие недочеты русификации
  • Нет настройки IVR и автосекретаря
  • Нестабильность при большой интенсивности вызовов

Похожие сообщения:

автор igorg \\ теги: , , , ,